Будь, что будет,что было,что есть
Естествознание и религия.
Влияние Инквизиции .

Пути религии и науки на протяжении всей истории селовечесва сходились.Часто , это схождение имело хорошее влияние,но также известны случаи,когда религия оказывала негативное влияние на развитие науки.
Инквизиция – трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные , судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Общепринятой датой её возникновения считается 1124г.( первая казнь ).
После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инквизиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополняется список запрещённых книг и к 1785 г. составил свыше 5тыс. наименований. Среди – кнги французских и английских просветителей, « Энциклопедия » Дени Дидро и др.
XVI столетие стало веком рождения современной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению законов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Обновлялись житейские и нравственные представления человека.
Критическое отношение к так называемым незыблемым истинам приводило к открытиям, в корне меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник ( 1473 – 1543 ) заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии к книге « Об обращениях небесных сфер » учёный писал , что 36 лет он не решался обнародовать этот труд . Сочинение было издано в 1543г., за несколько дней до смерти автора. Великий астромном посягал на один из главных постулатов церковного учения, доказывал, что Земля не является центром Вселенной. Книга оказалась под запретом мнквизиции до 1828.
Есмли Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной , то судьба Джордано Бруно ( 1548 – 1600 ) оказалась трагической. В молодости он стал монахом доминиканского ордена. Бруно не скрывал своиз убеждений и вызвал недовольство святых отцов. Вынужденный покинуть монастырь , вёл бродяжнический образ жизни. Преследуемый , бежал из Италии в Швейцарию,затем жил во Франции и Англии,где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении « О бесконечности, вселенной и мирах » ( 1584 ) Бруно утверждал , что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными телами, многие из которых обитаемы. Каждое из этих положений противоречило принципиальным установкам католической церкви.
Читая лекции по космотологии в Оксфордском университете, Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали французские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан ряд его трудов, вызвавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции.
По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Дж.Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и выдал инквзиции. В течение 8 лет католический трибунал добивался от Дж.Бруно публичного отречения от его научных трудов. Пожже он был приговорён к сожжению .
Такая же участь чуть не постигла и другого итальянского учёного – астронома, физика, механика Галилео Галилея ( 1564 – 1642 ) Созданный им в 1609г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждений церкви. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал не менее 40 звёзд,невидимых до тех пор. Какими наивными выглядели теперь сочинения богословов,объяснявших появление звёд на вечернем небе лишь для необходимостью светить людям. Результаты новых наблюдений всё больше ожесточали инквизицию. Открыты горы на Луне, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, непохожесть Сатурна не др. планеты. В ответ церковь обвиняет Галилея в богохульстве и мошенничесве, представив выводы учёного как следствие обмана.
Расправа над Дж.Бруно стала серьёзным предостережением предостережением . Когда в 1616 г.конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Коперника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмедеваться от этих взглядов. Формально учёный подчинился требованию инквизиции.
Формально инквизиция под названием Конгрегации святой канцелярии просуществовала до 1905, когда её службы были преобразованны в Конгрегацию вероучения,продолжающую бороться за чистоту веры,но уже другими , отнюдь не средневековыми методами.
Итак, ка мы видим , не протяжении почти 4 веков инквизиция всячески затормаживала науку и просвещение. Но всё равно, учёные открывали, писали труды и занимались научной деятельностью.